Каталог цифровых образовательных ресурсов онлайн по русскому языку

Русский язык на видеопортале univertv. ru.

На портале univertv. ru филология для школы, первая страница по адресу:
http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=1, здесь расположены следующие видео лекции:
1)  Современные проблемы русского языка.
Обсуждение проблем современного русского языка.
2)  Трудные случаи в пунктуации.
3)  Трудные случаи в орфографии.
Орфография. Правописание корней, суффиксов, приставок и окончаний.
4)  Правописание согласных в корне.
Правила написания согласных в корне, гласных в приставках, правописание ь и ъ знаков.
5)  Употребление форм имён существительных.
Рассказывается об имени существительном, категориях рода и одушевленности/неодушевленности, склонении фамилий, вариантах падежных окончаний.
6)  Притяжательные местоимения.
Внизу web-страницы показаны номера страниц раздела филология, с 1 по 35, на второй странице, по адресу
http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=2, находятся следующие материалы
7)  Знаки препинания в сложном предложении.
Подробно рассматриваются правила пунктуации в сложном предложении.
8)  Трудные случаи в морфологии.
Лекция посвящена трудным случаям в морфологии: ошибкам в окончаниях существительных и глаголов, наречиях с не и ни слитно и раздельно.
На третьей странице раздела - http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=3:
9)  Правописание союзов.
На шестой странице раздела - http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=6:
10)  Мат в современном языке.
Автор многотомного "Большого словаря мата" Алексей Плуцер-Сарно рассказывает о происхождении мата, его функциях, уникальности русского мата, его будущем, приводит примеры того, как менялись значения отдельных матерных слов на протяжении нескольких столетий и как менялось отношение к этим словам.
11)  Мат: естественно или безобразно?
Гость передачи "Свобода мысли" - лингвист, автор многотомного "Большого словаря мата" Алексей Плуцер-Сарно. В передаче обсуждаются нравственные и правовые вопросы, связанные с употреблением мата в СМИ и обыденной жизни. Существует ли мат в языке? Можно и нужно ли запретить использование матерных слов (в том числе законодательно)? Почему в последние годы мат получил такое широкое распространение?
На странице 8 раздела филология - http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=8
12)  Мир сквозь призму русских диалектов.
В лекции рассказывается об актуальном для современной лингвистики понятии языковой картины мира, о научной и обыденной картине мира, отражении обыденной картины мира в диалектах русского языка. В качестве примера лектор рассматривает наименования грибов, хлеба, а также обозначения времени и погодных явлений в архангельских говорах.
На странице 19- http://www. univertv. ru/video/filologiya/?page=19, одна часть лекции на странице 20.
13)  Русский язык и русский мир.
Научно-популярная лекция профессора филологического факультета МГУ М. Ю. Сидоровой о русском языке и нашем собственном внутреннем мире, к которому мы привыкли, но со стороны он кажется уникальным. Лекция прочитана в рамках II Фестиваля науки при МГУ. В пяти частях.
В первой части лекции рассматривается связь русского языка и русской культуры. Заимствования. История языка. Использование русского языка в Интернете во второй части лекции. Иностранные слова в русском языке: придумать или заимствовать в третьей части лекции. Русский язык и культура речи. Вопросы и ответы в четвёртой части лекции. О словарном запасе, языке обучения, правительственных мерах по контролю языка в пятой части лекции
Все пять частей лекции можно посмотреть на http://www.1-film-online. com/?p=15867#more-15867.

2.  Лекции Максима Кронгауза

1)  Почему в Сети нет правил.
По мнению Кронгауза, Всемирная сеть создает совершенно новую и не до конца описанную коммуникативную среду. Целые исследовательские центры работают над изучением кибербуллинга, интернет-троллинга и проблем, связанных с ограничением в Сети свободы слова.
2)  Как изменится русский язык.
За сто лет может исчезнуть язык. А может случиться и так, что за это время практически ничего не меняется. Так что же мы можем спрогнозировать? Мы можем уловить некоторые тенденции, которые есть в языке, и показать в какую сторону они ведут, в будущее или прошлое. Появляется новое правило или исчезает.
Есть такие тенденции, которые интересны всем и касаются всех. Сегодня появились новые коммуникативные сферы. Появились новые формы речи.
3)  Русский язык в ХХI веке.
1-я лекция.
2-я лекция.
4)  Русский язык и новые технологии.
Центральная тема доклада – современные проблемы в русском языке и наше отношение к ним. Современные носители языка требуют от лингвистов почтения к языку и хранения его, а от себя не требуют ничего. Но как на самом деле лингвист должен относиться к языку? Что такое норма и какой ей следует быть? Должна ли норма быть консервативней, чем живая речь, или должна сильно отставать от неё? Не ждёт ли язык, в случае консервации норм, судьба классической латыни? Почему меняется язык? Почему он не только может, но и обязан меняться? На все эти вопросы вы найдёте ответ в лекции М. А. Кронгауза.

3.  Русский язык на interneturok. ru.

1)  5 класс.

Повторение изученного в начальных классах
·  Правописание глухих и звонких согласных
·  НЕ с глаголами. Написание - ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах
Синтаксис. Пунктуация

2)  6 класс.

Лексика. Фразеология

·  Этимология слов русского языка
Словообразование. Орфография.
·  Правописание чередующихся гласных О и А в корнях - ГОР - / - ГАР-
·  Буквы Ы и И после приставок на согласные.
·  Правописание гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ.
·  Правописание соединительных гласных О и Е
·  Сложносокращенные слова.
·  Морфемный и словообразовательный разбор слова.
·  Усыновленные (заимствованные слова) в русском языке
Имя существительное.
·  Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
·  Правописание суффиксов существительных
Местоимение
Глагол

3)  7 класс.

Введение
Повторение изученного в 5-6 классах
·  Морфемика. Словообразование. Моф-ый и словообр-ый разбор слова
·  Морфология. Морфологический разбор слова
Причастие.
Деепричастие
·  Закрепление полученных сведений о деепричастии и деепричастном обороте
Наречие
·  Наречие как часть речи
·  Смысловые группы наречий
·  Степени сравнения наречий
·  Морфологический разбор наречий
·  Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О и - Е
·  Буквы Е и И в приставках НЕ - и НИ - отрицательных наречий
·  Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е
·  Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
·  Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-
·  Дефис между частями слова в наречиях
·  Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
·  Мягкий знак после шипящих на конце наречий
·  Повторение темы «Наречий»
Самостоятельные и служебные части речи
·  Самостоятельные и служебные части речи. Обобщение сведений.
Предлоги
·  Слитное и раздельное написание производных предлогов
·  Слитное и раздельное написание производных предлогов.(Продолжение темы)
Союзы
·  Простые и составные союзы
Частицы
Междометия
·  Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

4)  8 класс.

Глава 1. Введение
Глава 2. Повторение изученного в 5-7 классах
Глава 3. Словосочетание.
Глава 4. Главные члены предложения.
·  Составное глагольное сказуемое
·  Составное именное сказуемое
Глава 5. Второстепенные члены предложения
Глава 6. Односоставные предложения.
·  Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
·  Обращение и знаки препинания при нём.
·  Вводные слова. Основные группы по значению.
·  Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
·  Повторение орфографии. Написание омонимичных форм.
·  Вводные предложения.
·  Закрепление и обобщение материала по теме "Обращения, вводные слова и междометия".

5)  9 класс.

Введение
Комплексное повторение
·  Анализ текста; орфограммы в корне; знаки препинания при прямой речи, цитировании; состав слова; фонетика
·  Словосочетание; предложение; виды предложения по наличию главных членов; виды односоставных предложений
Сложное предложение
·  Основные виды сложных предложений
Развитие речи
Сложносочинённые предложения
·  Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Ч.1
Сложноподчинённые предложения
·  Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
·  Повторение. Написание НЕ с различными частями речи
·  Общее понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными
Бессоюзные сложные предложения
·  Понятие о БСП
·  Запятая и точка с запятой в БСП
·  Двоеточие в БСП
·  Тире в БСП
·  Повторение. Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях
·  Повторение. Правописание наречий и омонимичных форм
Сложные предложения с разными видами связи
·  Сложные предложения с различными видами союзной связи
·  СП с различными видами союзной и бессоюзной связи
·  Пунктуация в предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи
·  Повторение. Правописание служебных частей речи

6)  11 класс.

Орфоэпия. Орфография. Графика
Морфемика. Морфология

Лингвистика

1.  Лингвистика школьникам.
Лекция Григория Ефимовича Крейдлина — доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ, специалиста по невербальной коммуникации. О невербальном общении (жестами).
2.  Лингвистика и компьютерные технологии
Интервью Владимира Павловича Селегея — директора по лингвистическим исследованиям компании ABBYY, крупный специалиста в области компьютерной лексикографии и других направлений компьютерной лингвистики.

5.  Обучающие мультфильмы для начальной школы.

3.  Азбука для детей.

4.  Поем русский алфавит

5.  Алфавит.
6.  Азбука в цирке.
7.  Лучшая АЗБУКА в стране букв - Татьяна Бокова
8.  Азбука. Звуки и буквы.
9.  Азбука - фрукты
10.  Азбука - животные
11.  Бериляка учится читать. (Обучение детей алфавиту).
Волшебник Бериляка вызывает Буквы из Волшебной страны и знакомит их с маленькими зрителями. В легкой и увлекательной форме дети узнают, в чем различие гласных и согласных, звука и буквы, что такое слоги и как из них складываются слова и предложения. Малыши у телеэкранов буду с удовольствием повторять слова, угадывать буквы, читать и подсказывать героям программы. Превращение волшебных Букв в предметы поможет ребятам не только легко запомнить алфавит, но и выстроит в их сознании ассоциативный ряд, что в будущем упростит переход от абстрактных символов (буквы, слова) к конкретным вещам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий